С вопросами обращайтесь к нам:
или пишите на info@pmpk-arkalyk.edu.kz

Послание Президента Республики Казахстан

От 1 сентября 2020
Подробнее

Полезная информация для родителей

Уголок родителя
Подробнее

Информация для поставщиков

Все по госзакупкам
Подробнее

Психологические особенности неслышащих детей

Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у неслышащих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор неслышащего ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у неслышащих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев даже лучше. Неслышащие дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ребенок. Слышащие дети чаще, чем неслышащие, путают и смешивают сходные цвета – синий, фиолетовый, красный, оранжевый. Неслышащие дети более тонко дифференцируют оттенки цветов. Рисунки неслышащих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. У неслышащих аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим.

Неслышащий может воспринимать речь говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ. Неслышащий ребенок зрительно воспринимает и запоминает этот образ. В дальнейшем в процессе длительных упражнений неслышащий может различать зрительно артикуляторные образы целых слов.

Кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у неслышащих играют также осязательные и двигательные ощущения.

У человека существует тесная связь между двигательным и слуховым анализаторами. При частичном нарушении функции слухового анализатора речевые движения становятся вялыми, невнятными, плохо дифференцированными. У неслышащих детей потеря слуха отрицательно влияет не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения, у них наблюдается некоторая дискоординация движений, неуклюжесть и неловкость походки. Причина — отсутствие слухового контроля при выполнении движений. Именно поэтому неслышащим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений.

Двигательные ощущения играют важную роль в овладении неслышащими детьми устной речью. Слышащий ребенок при ошибке или неправильном произношении звука для исправления пользуется слуховым контролем, а неслышащий – опирается на кинестетические ощущения, получаемые от движений артикуляторного аппарата.